Реклама на сайте 

 

 

 

Меню:

   
Лекции по предметам 


Домой

Указатель

Статьи

Литература

О проекте

   
 
 
 

 


  Разное: Забронировать авиабилеты не дорого. Любые запчасти для любого авто - запчасти toyota. Запчасти для Toyota.



     
 

Из философии о Этике

Мораль в истории Этики

О принципе моральности

Об обязанности Франции

О моральном принуждении

О практическом принуждении

Что касается законов

О верховном принципе моральности

De littera legis (смысл закона)

О законодателе

О наградах и наказаниях

De imputatione

О вменении последствий действ

Основания морального вменения

Степени вменения в этике

Основные замечания в дисциплине "этике"

Что касается естественной религии

О заблуждениях этических религий

О непочтении "неверии" религии

О доверии к Богу под именем веры

О молитве в любой из религий

Как мы различаем богобоязненность и богослужение

О примере и образце в религии

О соблазне к дурным вещам

О чувстве стыда в отношении дела молитвы

Об исповедании религии и о том, насколько нечто есть status confessionis и каковы условия, при которых имеет место status confessionis

Об обязанностях перед самим собой

О подобающей самооценке

О совести как институте

О себялюбии

О самообладании

Об обязанностях перед телом в перспективе жизни (Von den Pflichten gegen den Körper in Ansehung des Lebens)

О самоубийстве в Религии (философии)

О заботе о своей жизни

Об обязанностях в отношении собственного тела (из философии)

Об обязанностях жизни в отношении душевного состояния

Об обязанностях перед телом в отношении половой склонности

Обязанности перед самим собою

Об обязанностях перед самим собою в отношении внешнего состояния

О благах фортуны

О приверженности духа к благам фортуны или о скупости

Рассмотрение бережливости, как обстоит с нею дело

О двух природных влечениях и относящихся к ним обязанностях

Об обязанностях по отношению к другим людям

О справедливости

Об обязанностях, проистекающих из права человека

О невиновности

О вреде

О мести

О наушничестве

Так же слово о философах:


"Grundlegung zur Metaphysik der Sitten" (1785) — первое сочинение И. Канта, в котором подробно изложены результаты "коперниканского переворота в этике". Главное содержание этой работы составляет выведение и обоснование высшего принципа моральности — категорического императива. Самую радикальную свою методологическую новацию — установление априорных синтетических принципов, гарантирующих научный статус всякой теории, — Кант распространяет на область нравов, поведения, основанного на свободе воли. В небольшой по объему работе представлен почти весь комплекс идей, отражающих своеобразие кантовской этики.
В основу настоящего издания "Основания метафизики нравов" положен текст из шеститомного Собрания сочинений Канта: Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 6 т. Т. 4. Ч. I. M., 1965. На основе второго оригинального издания 1786 г. и издания собрания сочинений И. Канта Прусской Королевской Академии в Берлине (1903 и последующие годы) в текст перевода внесен ряд исправлений, направленных на то, чтобы сделать терминологию более единообразной и строгой, а также более близкой оригиналу. Следует отметить следующие основные изменения, внесенные в перевод: В названии слово "Grundlegung" переведено как "основание" вместо прежнего "основы". Такой вариант представляется более точным, во-первых, вследствие замены множественного числа единственным. Метафизика нравов приобретает у Канта одно основание через дедукцию категорического императива. Во-вторых, в этом термине содержится момент процессуалъности, & не завершенное состояние — "Grundlage". Слово "Sitten" переводится как "нравы" в соответствии с подлинником. Во всем тексте термин "affizieren" возвращен к его исходной латинской основе "аффицировать" для того, чтобы сохранить своеобразие кантовского понимания связей "вещей самих по себе", с человеческим сознанием. Вещи сами по себе воздействуют на сознание человека, вызывая ощущения и аффекты, но не отражаются в нем. 3. Кантовское выражение "aus Pflicht" в прежнем переводе давалось как "из чувства долга". Сам Кант слово "Gefühl" (чувство) употребляет только по отношению к уважению, да и то не всегда. На мой взгляд, произвольное введение этого термина неоправданно "сентиментализирует" этику Канта, слишком сближает ее с английской школой нравственного чувства. Долг для Канта — это понятие, в крайнем случае представление. Поэтому мне пришлось отказаться от предложенного переводчиком словесного оборота, заменив его другими: "исходя из долга", "по долгу" и др., в зависимости от стилистических требований контекста.

В формуле второго категорического императива "Поступай так, чтобы ты всегда использовал человечество и в своем лице, и в лице всякого другого также как цель, но никогда — только как средство" (с. 256 и далее) подчеркнутым оборотом "также как цель" переведено кантовское "zugleich als Zweck". Буквально оно означает "одновременно как цель", но поскольку перед этим уже идет один временной термин "всегда" (jederzeit), то использовано близкое по смыслу слово "также".  Термин "Intelligenz" (с. 274 и далее) передан как "интеллигенция" потому, во-первых, что он обладает у Канта категориальным статусом; во-вторых, таким образом подчеркивается лингвистическая связь с интеллигибельным; в-третьих, учитывается традиция перевода соответствующего термина в работах последующих представителей немецкой классической философии, например Шеллинга.

С. 224. * Разделение философии на физику, этику и логику производили древнегреческие стоики, начиная с Зенона Китийского (см.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, кн. I, 39).
 

С. 226. * Вольф Христиан (1679—1754) — видный деятель немецкого Просвещения, профессор математики и философии в Галле, последователь Г. В. Лейбница, создавший философскую систему, которая охватывала практически все сферы науки. Его представления о статусе и проблемах этики изложены в книге "Моральная философия, или Этика".
 

С. 231. * Явление мизологгш как ненависти к разуму (логосу) впервые упомянуто в платоновском "Федоне" (89d). Платон сравнивает мизологию с мизантропией (человеконенавистничеством) и относит к числу величайших бед, которые только могут постигнуть человека. Основание для возникновения мизологии, вероятно, то же, что и для мизантропии: разочарование в том, на что возлагались слишком большие надежды.
 

С. 232. * Точный перевод кантовского выражения "aus Pflicht" — "из долга" — по-русски звучит несколько коряво. Введение дополнительного слова "из чувства долга", как было в прежнем переводе, кажется нам неоправданным. Поэтому здесь и в дальнейшем мы переводим это ключевое выражение кантовской этики словосочетаниями "исходя из долга" или "по долгу". Последнее означает не "в соответствии с долгом", а "ради долга". Во всех случаях речь идет о том, что поступок мотивируется долгом. До Канта понятие "максима" употреблялось в широком и разнообразном смысле: от простого правила поведения до литературного жанра, как, например, у Ларошфуко или Вовенарга. Кант попытался придать этому понятию категориальное значение. Но данную попытку нельзя считать доведенной до конца. Вместо систематического анализа понятия максимы даются беглые указания на то, что это "субъективный принцип воления", "субъективный принцип совершения поступков" и т. п.
 

С 234. * Напр., Мф. Патологическое (от греч. pathos — чувство, страсть) означает у Канта проистекающее из чувственной природы человека, а не то, что связано с патологией как страданием, болезнью  насчитал 37 редакций императива: 20 для формулы 1; 7 для формулы 2; 10 для формулы 3  Настоящая формулировка бесспорно признана как формула 1. Это осново-положение принято нумеровать как формулу 1а.
 

С. 256. * Это формула 2 категорического императива.
 

С. 257. * Кант здесь несколько пренебрежительно отзывается о "золотом правиле нравственности": "Quod tibi non vis fieri, alteri ne feceris" (Чего не желаешь себе, не делай другому). Это правило, сформулированное уже в изречениях Конфуция, Ветхом и Новом заветах, в "Махаб-харате", у Фалеса и т. д., представляет собой концентрированное выражение нравственного требования вообще и, стало быть, тоже может претендовать на статус высшего принципа моральности. Существенное различие между "золотым правилом" и категорическим императивом Кант усматривает в характере мотивации: в основе первого лежит собственный интерес, в основе второго — нормативное полагание всеобщности


С. 259. * По Дж. Г. Пейтону, это формула 3 категорического императива.
 

С. 263. * Формула За.


С. 266. * Хатчесон Фрэнсис (1694—1747) — представитель британской школы нравственного чувства оказавшей значительное влияние на этику Канта, особенно на его попытку найти автономный источник морали.


С. 267. * Онтологическое понятие совершенства положено в основание морали в практической философии X. Вольфа, почти полностью разделяемой Кантом в его "докритический" период.


С. 274. * Понятие "Intelligenz" ("интеллигенция", "интеллект") используется Кантом здесь и далее отнюдь не в социологическом и даже не в гносеологическом, а скорее в онтологическом смысле; оно обозначает принадлежность к особому интеллигибельному миру в качестве его части.